Информационно-методический кабинет

Анализ

работы  учреждения дошкольного образования

за 2022/2023 учебный год

Государственное учреждение образования "Клецкий детский сад №1" рассчитано на 40 мест. Режим работы - 10,5 часов. Количество групп по проекту - 2. В учреждении функционировало 2 группы с общей численностью - 40 воспитанника  (2021/2022 – 42). Летним оздоровлением было охвачено 33 воспитанника- 78,6% от общего количества воспитанников (2022год – 33 воспитанника -80,4%).

Педагогическими кадрами и специалистами дошкольное учреждение укомплектовано.   Высшее образование имеют  66,6% педагогов (2021/2022–66,6%),  среднее специальное  33,3% (2021/2022 – 33,3%). Высшую квалификационную категорию имеют 33,3 %  (2021/2022- 16,7%),  педагогов; первую - 33,3% (2021/2022 –33,3%);  со второй категорией  - 16,7% (2021/2022 –33,3%), без квалификационной категории  - 16,7% (2021/2022–16,7%).   Сравнительный анализ уровня квалификации педагогов показал, что наблюдается динамика  повышения   высшего категорийного  уровня в связи  с приходом нового специалиста, без категории - молодой специалист. С целью повышения качества образовательного процесса, в следующем учебном году необходимо повышение квалификационного уровня педагогов.

План курсовой переподготовки выполнен на 100 %.

В 2021/2022 учебном году в учреждении дошкольного образования функционировала группы кратковременного пребывания: адаптационная группа - 3 детей, прогулочная группа -5 детей и группа по подготовке к школе - 2 ребенка. Охват новыми формами организации дошкольного образования составил 98%. Анализ опроса родителей показал, что они в полном объеме удовлетворены качеством организации платных образовательных услуг. Это результат системной работы педагогов.

По итогам районного смотра-конкурса «Лучшая игровая площадка учреждений дошкольного образования»  игровые площадки пополнились игровым оборудованием, что  способствовало  совершенствованию качества образовательного процесса в летний период.

Анализ распределения воспитанников по группам здоровья показал, что наиболее многочисленной является вторая группа здоровья -  82,9%   (2021/2022 – 82,9%) (Приложение  1).     Наблюдается стабильная динамика по показателям состояния здоровья воспитанников. Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, составляет    за  2022 –1,2 дня (2021-  1,4). Районный показатель  -  1,9 дня.

Проводилась работа по выявлению уровня  физической подготовленности воспитанников на начало и конец учебного года. Преемственность в содержании обучения, формах, методах, приемах работы способствовала росту детей с высоким уровнем физической подготовленности. 

Питание осуществлялось в соответствии с 2-х недельным примерным меню   и  сбалансировано по жирам, белкам и углеводам. Выполнение норм питания в 2021/2022 учебном году составило 96 % (в 2021/2022 - 95%). Районный показатель -  92%.  Круглый год проводится С - витаминизация пищи, по возможности воспитанники получают соки (нормы питания:  дошкольный центр - 96 %;  район - 94%), фрукты (нормы питания: дошкольный центр - 94%; район - 93%), овощи (нормы питания: дошкольный центр - 98%; район  - 97%). В летний оздоровительный период нормы питания выполнялись на 94% (2022– 90%).

Годовой задачей предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование качества образовательного процесса с детьми, повышение профессиональной компетентности педагогов. Для реализации годовой задачи использовались разнообразные формы методической работы с кадрами: групповые и индивидуальные консультации, семинарские занятия, мастер-классы, коллективные просмотры занятий, проводились тематические выставки, осуществлялась диагностическая и аналитическая работа. Годовая задача рассматривала проблему развития связной речи воспитанников  посредством использования наглядного моделирования. Организация семинара-практикума «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» способствовала  повышению уровня   компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения. В рамках годовой задачи с педагогами проведены  консультации, семинар “Наглядное моделирование как эффективное средство развития связной речи воспитанников”. В помощь педагогам оформлены схемы-модели, разработана памятка «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников». На протяжении учебного года большое внимание уделялось повышению уровня речи педагогов на белорусском языке и умения разговаривать на нем. Развитию данной проблемы способствовали интерактивные викторины, деловые игры и консультационный материал.  Анализ образовательного процесса показал, что не в полном объеме педагоги ведут работу по развитию речи у воспитанников, не наблюдается системы работы в данном направлении. Исходя из этого, необходимо найти комплексный подход к решению этой проблемы в следующем учебном году. Годовая задача учреждения дошкольного образования в летний период решалась через различные формы физкультурно-оздоровительных и художественно-эстетических мероприятий. С целью развития у воспитанников кругозора и познавательной активности в рамках приобщения к национальным традициям организовано и проведено музыкально-спортивное мероприятие ко Дню защиты детей «Лето красное» с участием всех возрастных групп, для старших  воспитанников проведена познавательная викторина «По страницам родной земли»,  музыкальное развлечение «Купалле». Формирование у воспитанников экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания в ней в летний период осуществлялось посредством дидактических и подвижных игр, наблюдений, художественного слова, мероприятий на огороде и цветниках.

В процессе музыкальной деятельности  программные задачи решались посредством песенного, игрового и танцевального творчества.    Результатом работы стали постановки музыкальных спектаклей, развлечений, праздничных утренников. Осуществление планомерной работы в образовательной области выявило положительную динамику развития у воспитанников музыкальных способностей, умений и навыков. Системное использование информационно-коммуникационных технологий способствовало конкретизации впечатлений, пробуждению фантазии у детей, обучению игре на музыкальных инструментах, иллюстрированному содержанию занятия  музыкального руководителя.     

В системе физического воспитания в учреждении дошкольного образования использовались разнообразные организованные формы работы двигательной деятельности воспитанников, что способствовало улучшению результатов их физического развития. Содействуя повышению детского интереса к физической культуре, совместно с воспитателями и музыкальными руководителями были организованы и проведены физкультурные праздники и досуги, дни здоровья.

Воспитанники учреждения дошкольного образования получали коррекционную помощь учителя-дефектолога ГУО «Клецкий центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». На занятия  в текущем учебном году было зачислено 15 детей (2021/2022 – 18 детей). В своей работе педагог  использовала игровые комплексы специально подобранных заданий и упражнений, что способствовало положительной динамике в развитии речевых процессов. В итоге коррекционной работы   в течение учебного года отчислено с исправленной речью 5детей  (33,3%), с улучшенной - 2 детей (13,3%), продолжат коррекционные занятия 8 детей (53,3%).

В течение всего учебного года особое внимание было уделено работе по подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Готовность воспитанников к школе на конец 2021/2022 учебного года находится на достаточном уровне и составляет 89,3%. 

Дополнительными услугами охвачено в 2021/2022 учебном году 100% детей  (2021/2022 - 96%) от 4 до 6 лет. Районный показатель -   88%. На платной основе работали 2 кружка: работа кружка   "Иностранный язык" дала возможность развивать лингвистические и коммуникативные способности детей. Итогами обучения стали выступления перед родителями, ребятами с   чтением стихотворений. Приобщению детей к здоровому образу жизни способствовала работа кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Детский фитнес».

С целью повышения научно-теоретического и практического уровня педагогов методический кабинет в текущем учебном году пополнялся  новыми литературными изданиями и дидактическим игровым материалом  по физическому, познавательному, социально-моральному и личностному развитию воспитанников. Процент оснащенности образовательного процесса программно-методическими и учебными изданиями для педагогов 86,7% (2021/2022–85,7%), для воспитанников 94 % (2021/2022- 93,6%). Районный показатель –  82,7%; средствами воспитания и обучения 87,2% (2021/2022 – 87%). Районный показатель – 83 %

Качество образования обеспечивается в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Внедрение активных форм взаимодействия с семьей способствует их компетентности в вопросах обучения и воспитания.   Анкетирование родителей с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения за 2022/2023 учебный год показало, что степень удовлетворенности работой учреждения дошкольного образования – 97%. По сравнению с прошлым учебным годом мнение родителей об авторитете дошкольного учреждения повысилось на 8% (2021/2022 – 89%). 

В учреждении дошкольного образования создан официальный сайт, на котором законные представители могут ознакомиться с информацией по различным направлениям деятельности учреждения дошкольного образования, узнать общую информацию о работе, прочитать материалы консультационного характера.

Фактов детского травматизма в учреждении на протяжении 2022/2023 учебного года не отмечено. В целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения имеется видеонаблюдение.  На заседаниях, совещаниях при руководителе на протяжении учебного года с работниками обсуждается вопрос об усилении мер безопасности,  создания безопасных условий пребывания детей и других участников образовательного процесса в учреждении образования, что способствует повышению их компетентности.

 Положительной оценки заслуживает работа учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования по реализации мероприятий преемственности, что способствовало формированию единых подходов в организации образовательного процесса.   Вопросам реализации преемственных связей обучения и воспитания детей способствовали круглый стол «Преемственность в работе детского сада, школы и семьи – основа подготовки первоклассников»,  «Успеваемость учащихся и воспитанников», совместный семинар «Готовность ребенка к школе». 

В учреждении дошкольного образования на протяжении учебного года уделялось внимание вопросу профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав ребенка. В рамках данной работы проводились с родителями профилактические беседы, проходило информирование через родительские собрания, информационные стенды о работе государства, направленной на защиту прав детей, предупреждение и минимизацию семейного неблагополучия, социального сиротства. В целях повышения компетентности педагогических работников вопросы раннего выявления семейного неблагополучия заслушиваются на совещаниях при заведующем. Уделяется внимание оказанию методической помощи в данном направлении.

 В целях содействия учреждению дошкольного образования в обеспечении качества образования и в развитии материально-технической базы осуществляли свою деятельность совет учреждения, попечительский совет, родительский комитет.

Материально-техническая база дошкольного учреждения способствовала повышению качества обучения и воспитания и  пополнялась за счет следующих источников финансирования:

-попечительский совет;

- платные образовательные услуги;

- сдачи макулатуры.

   Внебюджетные средства способствовали   проведению ремонтных работ в групповых, раздевальном помещении,   складском помещении.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

“КЛЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1”

 

   

п/п

Ф.И.О.

Должность

Последний год прохождения курсовой переподготовки

2023

2024

2025

 1.

Бирук И.И.

 Заведующий

2023

 

 

 +

 2.

Антонович О.Л.

 Воспитатель дошкольного образования

2021

  +

 

 3.

Бурьяк И.В.

Воспитатель дошкольного образования

2023

 

 

+

4.

Пуляк Е.В.

 Музыкальный руководитель

2022

 

 

+

5.

Грибок С.К.

Руководитель физического воспитания

2021

 

+  

6.

 

 

7. 

Лиходиевская В.В.

 

Решетко И.Н.

Воспитатель дошкольного образования

Воспитатель дошкольного образования

 

 

2021

 

  

+

 

 

 

 

 

Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников

Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических  работников

I Информационно-методическая деятельность

Формирование банка нормативной правовой, педагогической, инструктивно- методической информации.

Обеспечение информационных, методических и образовательных потребностей воспитателей дошкольного образования и специалистов.

Содействие повышению квалификации педагогических работников.

Формирование фонда методической литературы, пособий, материалов, средств обучения по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.

Обеспечение педагогов методическими материалами на электронных носителях.

 

II Научно-методическая деятельность

Выявление, изучение педагогического опыта, методическое сопровождение обобщения и распространения опыта педагогами.

Выявление запросов, затруднений методического характера в образовательном процессе, подготовка и проведение мероприятий по их устранению.

Организация обучения педагогов, проведение различных форм методической работы для педагогических работников дошкольного учреждения по вопросам использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.

Организация аттестации педагогических работников дошкольного учреждения.

Анализ и коррекция деятельности педагогических работников.

Анализ деятельности учреждения дошкольного образования, планирование работы на учебный год, планирование мероприятий, обеспечивающих функционирование учреждения в режиме развития.

Обучение педагогов использованию в образовательном процессе педагогических технологий, методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования.

Определение направлений экспериментальной и инновационной деятельности.

Организация и методическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.

Составление методических рекомендаций по использованию в образовательном процессе эффективных методов, приёмов, средств, форм обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста.

 

III Организационно-методическая деятельность

Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров.

Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников.

Сбор и анализ информации о ходе и результатах образовательного процесса.

Сбор и анализ информации о ходе и результатах экспериментальной, инновационной деятельности.

Организация различных форм методической работы по инновационной деятельности.

Изучение и анализ состояния и результатов методической работы и методического сопровождения педагогов, определение путей совершенствования деятельности.

Планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи.

 

IV Диагностическая деятельность

Подбор и разработка материалов и инструментария для проведения диагностики и изучения деятельности педагогов.

Оказание методической помощи педагогам в организации и проведении диагностики воспитанников, изучения их индивидуальных особенностей, способностей.

Комплексная оценка деятельности педагогов, изучение их потенциальных возможностей.

Контроль и анализ качества образовательного процесса.

Оценка результативности педагогического процесса в учреждении.

свернуть

Научно методическое обеспечение

Правила педагогических работников

Нормативно правовые акты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов УДО по развитию речи детей.

Материал и оборудование: листы белой бумаги на каждого участника; фломастеры; 2 стола с фишками определённого цвета; фишки жёлтые, красные; лепестки ромашки с вопросами (приложение 1); задания для словесного творчества (приложение 2); две волшебных палочки; коробка, украшенная в виде подарка.

Ход семинара

Ведущий: Уважаемые коллеги, тема нашего семинара: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста».

Ведущий: И сегодня с вами мы будем только играть, а как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Ведущий: Я предлагаю поиграть с «камушками» (фишками). Сейчас каждый из вас возьмёт по одному «камушку» (фишке). Посмотрите, какого они цвета, вы   занимаете место за столом на котором имеется метка соответствующего цвета.

  Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

Ведущий: Игра «Ромашка» (каждый из вас получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы) задание дать правильный ответ, что означает данное определение.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще. (приложение 1)

 Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

 Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

 Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образе

 

Ведущий: Игра «Допиши две строчки»

  Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

  Словесное творчество выражается в разных формах:

- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

- в сочинение стихов

- в творческих пересказах

  Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку» 

  Вам задание составить четверостишие по заданной рифме.

(приложение 2) 

«Наконец зима настала,

Холоднее на улице стало…

 

У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

 

Вы слыхали? На базаре

Чудо-овощ продавали...

Очень скоро Новый год

К нам на праздники придет

 

Ведущий: А сейчас у нас юмористическая пауза «Крокодил» - покажите пословицу жестами, пантомимой. (каждый из вас  изображает свою пословицу)

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

 

Ведущий: Продолжить наш семинар я предлагаю играми, развивающими фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Ведущий: Уважаемые коллеги!  Ребёнок дошкольного возраста в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества подготовки к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения - игре (например: дидактические игры, конструкторы, игрушки — трансформеры, игры — занятия и др). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

  Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

  Одной из таких  технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра "Увеличение - уменьшение".

Ведущий: Вот вам по волшебной палочке, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Кто то будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А кто то , о том, что бы они хотели уменьшить. (ответы взрослых).

Ведущий: примеры

- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

- Хотела бы увеличить выходные.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

  Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Ведущий: Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (ответы)

- О чем думает ваша обувь?   (ответы педагогов)

Игра «Измени характер персонажа».

Ведущий: Придумайте название сказке с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (педагоги приводят свои ответы)

 «Разными глазами»

Ведущий: Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Подарок»

Ведущий: Взрослые встают. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: "Я дарю тебе зайчонка", или  "Я дарю тебе большую конфету " и т. д..

Ведущий: Наш семинар подошёл к своему завершению. Все игры, которые были с вами проиграны помогают:

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

- обогатить словарный запас;

- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Ведущий:  РЕФЛЕКСИЯ:

-  Что  дают игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста…….

-   Для  чего  нужно  развивать  детское  творчество  и  фантазию……..

-  Что  можно    предложить    лучше……….

-  Что  вы  будете  делать  дальше  по  данной  проблеме……..

--  Для  меня  сегодня  было ( не  было)  новым ……..

- Для  себя  я взяла ( не  взяла)………………

Использованная литература:

1.Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/  М.М. Алексеева, В.И. Яшина.  -  М. – 1997. – 214с.

2. Карпухина, Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». / Н.А.Карпухина – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 96с.

3.Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006 – 346с.

4.Ушакова, О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. – М: ВЛАДОС, 2003 – 117с.

Воспитатель дошкольного образования  Бурьяк И.В.

свернуть

Консультация для педагогов «Организации игровой деятельности в разновозрастной группе детского сада»

Консультация для педагогов «Организации игровой деятельности в разновозрастной группе детского сада»
  В условиях совместного воспитания детей разного возраста есть много положительного и ценного в педагогическом отношении.
    Благотворное влияние общения младших дошкольников со старшими в условиях разновозрастной группы создает лучшие условия для воспитания таких качеств, как взаимопомощь, особенно помощь старших младшим, забота старших о младших, самостоятельность, дружеские отношения и коллективизм, трудолюбие, организованность и т.д. Особое  значение приобретает пример старших для малышей.

    Воспитательная работа в условиях малокомплектных детских садов  и разновозрастных групп является делом  более сложным, требующим от педагога знания  воспитательно - образовательной программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования  с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу, направлять развитие детей  согласно целям и задачам воспитания и их возможностям.

   Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра.

 Каковы же особенности организации  повседневной игровой деятельности дошкольников в разновозрастной группе?

    Важно правильно использовать игровое пространство групповой комнаты. Следует позаботиться о том, чтобы ничего лишнего в групповой комнате не было. Дети должны иметь больше свободного места для игр и движений.
     В организации содержательной игровой деятельности дошкольников и педагогического руководства ею в разновозрастной группе важны, прежде всего, правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий.

    Подбирать игровой материал (игрушки и пособия) надо в строгом соответствии с реальным составом детей в группе. Это значит, например, что в младше - средней группе должны быть игрушки, рекомендованные для детей 3-5лет. В группе, где воспитываются дети от3 до 7 лет, ассортимент игровых материалов должен быть  рассчитан на дошкольников всех возрастов.
     Игрушки и игровые материалы лучше размещать в разных местах групповой комнаты. Если позволяет помещение, надо выделить игровой уголок для малышей и место для игр старших детей (отдельно зону сюжетно-ролевых игр, зону настольно-печатных игр и конструкторов). В двух местах следует  расположить строительный материал: для маленьких – крупные, простые формы и модули, для старших, кроме того, формы долее сложные и разнообразные, мелкие. Ассортимент игрушек для малышей не должен быть большим, но желательно, чтобы каждая игрушка была в 3-5 экземплярах. Это позволит одновременно играть одной и той же игрушкой нескольким детям ( ведь малышам свойственна подражательность).

    Распределение игрушек по подгруппам весьма условно и совершенно необязательно. Запретов на пользование теми или иными игрушками устанавливать не следует, но в процессе  руководства играми чаще рекомендовать детям то, что им больше подходит по возрасту и игровому опыту.
      При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор. Воспитательное влияние оказывается через содержание игры, через роли и ролевые отношения играющих. Выполняя в игре, например, роль мамы, ребенок проявляет заботу  о своих детях, а в роли капитана корабля – смелость, умение четко отдавать команды матросам и т.д. В связи с тем, что разные виды игр вносят в детскую жизнь свое, характерное, педагогическое руководство должно быть направлено на то, чтобы дети сами умели играть в разные игры.
     Организация содержательной, интересной  игровой деятельности для детей обеспечивается не только разнообразием  игр, но в большей мере зависит от детского коллектива, в котором протекает игра, от того, с кем ребенок играет, как вступает в игру, как складываются его взаимоотношения  с играющими товарищами. Именно в этих реальных отношениях, поступках формируется личность внутри детского коллектива.
 Педагогу очень важно поэтому внимательно изучать детское сообщество группы, руководить  взаимоотношениями детей в этом сообществе, складывающимися в процессе игры. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками  поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.
   Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих , ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д.
     В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Наоборот, общение детей разного возраста, как уже отмечалось, несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Однако  педагогу необходимо думать о том, чтобы в процессе организации игр возникали и развивались правильные взаимоотношения детей разных возрастов.

     Там, где этому не уделяется должного внимания, старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать малыших потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями.

      Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, педагог должен исходить из того, что дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, педагог должен тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать.  Взаимоотношения маленьких детей в игре лучше устанавливаются с детьми 6-7- летнего возраста, нежели с 4-5-летними. Дети 6-7 лет, чувствуя себя старшими, успешно налаживают и регулируют свои отношения с малышами, стараются научить их тому, что сами знают, и не подчеркивают очевидного для них своего превосходства. Дети 4-5 лет еще не умеют этого делать, часто жалуются педагогу, между ними и 2-3-летними детьми возникают недоразумения, ведущие к распаду игры.
Установлению положительных взаимоотношений детей в играх с правилами мешает отношение самих детей к правилам игры. Уровень игровой деятельности малыша таков, что затрудняет соблюдение правил,  а ребенка увлекает само игровое действие. Правила  - основное для старших в этих играх.  Объединение малышей и старших нецелесообразно.  Это приведет к конфликту или к нарушению правил игры. Причем, если малыши объединяются с 4-5-летними детьми, которые сами только учатся играть по правилам, возникновение конфликта  неизбежно. Старшие же дети избегают неприятностей тем, что позволяют малышам нарушать правила, хотя для себя признают их обязательными.

   Воспитывая у старших детей любовь к маленьким, умение оказать им помощь, проявить заботу, готовность уступить, в то же время нельзя допускать  постоянной опеки старших детей над младшими, когда маленький ребенок  не может и шага  самостоятельно сделать – все за него делает старший ребенок. Недопустимо внушать старшим детям, что они всегда должны помочь малышу, уступать младшим, от чего-то отказываться, приспосабливаться к его возможностям.  Надо учитывать  и интересы старшего ребенка – поиграть со своими сверстниками, удовлетворить свои личные запросы.

     Руководство самостоятельной игровой деятельностью, таким образом, требует от педагога огромного терпения и педагогического такта, умения идти от ребенка, учитывая его непосредственные побуждения и стремления, уважая его как  личность.

    Направляя детскую инициативу (даже маленький ребенок уже активная личность, индивидуально проявляющая себя во взаимоотношениях с окружающим миром), педагог имеет возможность лучше увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, найти наиболее подходящие приемы педагогического влияния, максимально активизировать и совершенствовать личный и общественный опыт ребенка, своевременно помочь ему в преодолении возникающих в данный момент трудностей.

https://ped-kopilka.ru/blogs/egorova-elena-viktorovna/organizacija-igrovoi-dejatelnosti-v-raznovozrastnoi-grupe-1052.html

Воспитатель дошкольного образования Антонович О.Л.

свернуть

Семинар – практикум «Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

Семинар – практикум

«Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

1. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

   Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

   Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.  Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями. 

Работа по развитию речи включает в себя: 

 - Работу над звуковой культурой речи 

- Формирование грамматических навыков, 

- Расширение словарного запаса слов 

  • Развитие речевого творчества 

- Развитие связной речи 

    Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. 

   Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.  Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

   Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.  Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.  Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.  Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.  Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.  В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: 

  •  в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, 
  •  в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; 
  •  народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 
  •  Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.
  1. Блиц-опрос для воспитателей
  • Какими навыками и умениями должен облададть педагог, знакомя детей с литературными произведениями?

   (Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературныму персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос).

  • Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?

   ( Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения о  героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой).

  • Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима?

   (До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения).

  • Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?

   (Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову).

-Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с художественным произведением?

  (Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью).

  • Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?

   (Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения).

  • Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?

  (Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи).

3. Творческое задание для педагогов.

Цель: выявить и уточнить интересные приемы в работе по развитию речи дошкольников при ознакомлении с произведением В. Бианки “ Как муравьишка домой спешил”

   Воспитателям предлагается прочитать  сказку «Как муравьишка домой спешил» и представить, с учетом поставленных задач, игры и упражнения для развития речи детей.

«Назови ласково» муравей, гусеница, жук, бабочка и т.д.

«Один – много» употребление единственного и множественного числа сущ. Муравей – муравьи, клоп – клопы, гусеница – гусеницы.

«Кого не стало» - употребление сущ. в Р.п.  в ед. ч. и мн.ч.– развитие зрительного восприятия (картинки) Не стало жука,  жуков, муравья, муравьев и т.п.

«Кто как передвигается? (глаголы) бабочка – порхает, гусеница – ползает, муха – летает, кузнечик – прыгает и подбор сущ. к действию – Кто это? – Порхает, перелетает, пьёт нектар?

«Кто как передвигается» - составление сложных предложений с союзом А (картинки)

Муравей ползает, а бабочка…..

Гусеница ползает, а кузнечик….

Бабочка порхает, а червяк…..

«Насекомые – великаны» - употребление слов с увеличенным оттенком по образцу: это не паук, а паучище; это не жук, а жучище, это не муравей, а муравище

«Объясни словечко» - землемер,  сенокосец, водомерка, листовертка

«Сколько насекомых на цветке» - согласование числит. с сущ.

от 2 до 5 На цветке 2 черных муравья, 5 муравьёв

« Назови ласково» - части тела насекомых – голова, крыло, лапа, жало, спина, ус, хобот

«Назови короткое слово» – жук, гусеница

«Какое слово не подходит» - гусеница, гусеница, лиственница, гусеница

Развитие грамматического строя речи (картинки)

В лесу растет   береза

Муравей забрался на    березу

Муравей упал с      березы

Жук с муравьем подлетел к    березе

Муравейник находился под     березой.

   Предложные конструкции ( на наглядной основе) игра «Прятки»  - выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением -На, в, около, между, рядом, под, слева от, справа от).

«Четвертый лишний»  бабочка, комар, червяк, муха

Подбери рифму

Кузнечик –  огуречик, комарик-фонарик, муха-цокотуха,

Пересказ текста по опорным картинкам.

Составь свой рассказ (индивидуальный набор картинок).

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/08/13/seminar-praktikum-rabota-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov-pri

Заведующий Бирук И.И.

свернуть

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

  1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
  2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
  3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

Источник: Методические рекомендации для педагогов социальных учреждений образования, 2022

свернуть