Анализ
работы учреждения дошкольного образования
за 2022/2023 учебный год
Государственное учреждение образования "Клецкий детский сад №1" рассчитано на 40 мест. Режим работы - 10,5 часов. Количество групп по проекту - 2. В учреждении функционировало 2 группы с общей численностью - 40 воспитанника (2021/2022 – 42). Летним оздоровлением было охвачено 33 воспитанника- 78,6% от общего количества воспитанников (2022год – 33 воспитанника -80,4%).
Педагогическими кадрами и специалистами дошкольное учреждение укомплектовано. Высшее образование имеют 66,6% педагогов (2021/2022–66,6%), среднее специальное 33,3% (2021/2022 – 33,3%). Высшую квалификационную категорию имеют 33,3 % (2021/2022- 16,7%), педагогов; первую - 33,3% (2021/2022 –33,3%); со второй категорией - 16,7% (2021/2022 –33,3%), без квалификационной категории - 16,7% (2021/2022–16,7%). Сравнительный анализ уровня квалификации педагогов показал, что наблюдается динамика повышения высшего категорийного уровня в связи с приходом нового специалиста, без категории - молодой специалист. С целью повышения качества образовательного процесса, в следующем учебном году необходимо повышение квалификационного уровня педагогов.
План курсовой переподготовки выполнен на 100 %.
В 2021/2022 учебном году в учреждении дошкольного образования функционировала группы кратковременного пребывания: адаптационная группа - 3 детей, прогулочная группа -5 детей и группа по подготовке к школе - 2 ребенка. Охват новыми формами организации дошкольного образования составил 98%. Анализ опроса родителей показал, что они в полном объеме удовлетворены качеством организации платных образовательных услуг. Это результат системной работы педагогов.
По итогам районного смотра-конкурса «Лучшая игровая площадка учреждений дошкольного образования» игровые площадки пополнились игровым оборудованием, что способствовало совершенствованию качества образовательного процесса в летний период.
Анализ распределения воспитанников по группам здоровья показал, что наиболее многочисленной является вторая группа здоровья - 82,9% (2021/2022 – 82,9%) (Приложение 1). Наблюдается стабильная динамика по показателям состояния здоровья воспитанников. Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, составляет за 2022 –1,2 дня (2021- 1,4). Районный показатель - 1,9 дня.
Проводилась работа по выявлению уровня физической подготовленности воспитанников на начало и конец учебного года. Преемственность в содержании обучения, формах, методах, приемах работы способствовала росту детей с высоким уровнем физической подготовленности.
Питание осуществлялось в соответствии с 2-х недельным примерным меню и сбалансировано по жирам, белкам и углеводам. Выполнение норм питания в 2021/2022 учебном году составило 96 % (в 2021/2022 - 95%). Районный показатель - 92%. Круглый год проводится С - витаминизация пищи, по возможности воспитанники получают соки (нормы питания: дошкольный центр - 96 %; район - 94%), фрукты (нормы питания: дошкольный центр - 94%; район - 93%), овощи (нормы питания: дошкольный центр - 98%; район - 97%). В летний оздоровительный период нормы питания выполнялись на 94% (2022– 90%).
Годовой задачей предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование качества образовательного процесса с детьми, повышение профессиональной компетентности педагогов. Для реализации годовой задачи использовались разнообразные формы методической работы с кадрами: групповые и индивидуальные консультации, семинарские занятия, мастер-классы, коллективные просмотры занятий, проводились тематические выставки, осуществлялась диагностическая и аналитическая работа. Годовая задача рассматривала проблему развития связной речи воспитанников посредством использования наглядного моделирования. Организация семинара-практикума «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» способствовала повышению уровня компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения. В рамках годовой задачи с педагогами проведены консультации, семинар “Наглядное моделирование как эффективное средство развития связной речи воспитанников”. В помощь педагогам оформлены схемы-модели, разработана памятка «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников». На протяжении учебного года большое внимание уделялось повышению уровня речи педагогов на белорусском языке и умения разговаривать на нем. Развитию данной проблемы способствовали интерактивные викторины, деловые игры и консультационный материал. Анализ образовательного процесса показал, что не в полном объеме педагоги ведут работу по развитию речи у воспитанников, не наблюдается системы работы в данном направлении. Исходя из этого, необходимо найти комплексный подход к решению этой проблемы в следующем учебном году. Годовая задача учреждения дошкольного образования в летний период решалась через различные формы физкультурно-оздоровительных и художественно-эстетических мероприятий. С целью развития у воспитанников кругозора и познавательной активности в рамках приобщения к национальным традициям организовано и проведено музыкально-спортивное мероприятие ко Дню защиты детей «Лето красное» с участием всех возрастных групп, для старших воспитанников проведена познавательная викторина «По страницам родной земли», музыкальное развлечение «Купалле». Формирование у воспитанников экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания в ней в летний период осуществлялось посредством дидактических и подвижных игр, наблюдений, художественного слова, мероприятий на огороде и цветниках.
В процессе музыкальной деятельности программные задачи решались посредством песенного, игрового и танцевального творчества. Результатом работы стали постановки музыкальных спектаклей, развлечений, праздничных утренников. Осуществление планомерной работы в образовательной области выявило положительную динамику развития у воспитанников музыкальных способностей, умений и навыков. Системное использование информационно-коммуникационных технологий способствовало конкретизации впечатлений, пробуждению фантазии у детей, обучению игре на музыкальных инструментах, иллюстрированному содержанию занятия музыкального руководителя.
В системе физического воспитания в учреждении дошкольного образования использовались разнообразные организованные формы работы двигательной деятельности воспитанников, что способствовало улучшению результатов их физического развития. Содействуя повышению детского интереса к физической культуре, совместно с воспитателями и музыкальными руководителями были организованы и проведены физкультурные праздники и досуги, дни здоровья.
Воспитанники учреждения дошкольного образования получали коррекционную помощь учителя-дефектолога ГУО «Клецкий центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». На занятия в текущем учебном году было зачислено 15 детей (2021/2022 – 18 детей). В своей работе педагог использовала игровые комплексы специально подобранных заданий и упражнений, что способствовало положительной динамике в развитии речевых процессов. В итоге коррекционной работы в течение учебного года отчислено с исправленной речью 5детей (33,3%), с улучшенной - 2 детей (13,3%), продолжат коррекционные занятия 8 детей (53,3%).
В течение всего учебного года особое внимание было уделено работе по подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Готовность воспитанников к школе на конец 2021/2022 учебного года находится на достаточном уровне и составляет 89,3%.
Дополнительными услугами охвачено в 2021/2022 учебном году 100% детей (2021/2022 - 96%) от 4 до 6 лет. Районный показатель - 88%. На платной основе работали 2 кружка: работа кружка "Иностранный язык" дала возможность развивать лингвистические и коммуникативные способности детей. Итогами обучения стали выступления перед родителями, ребятами с чтением стихотворений. Приобщению детей к здоровому образу жизни способствовала работа кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Детский фитнес».
С целью повышения научно-теоретического и практического уровня педагогов методический кабинет в текущем учебном году пополнялся новыми литературными изданиями и дидактическим игровым материалом по физическому, познавательному, социально-моральному и личностному развитию воспитанников. Процент оснащенности образовательного процесса программно-методическими и учебными изданиями для педагогов 86,7% (2021/2022–85,7%), для воспитанников 94 % (2021/2022- 93,6%). Районный показатель – 82,7%; средствами воспитания и обучения 87,2% (2021/2022 – 87%). Районный показатель – 83 %
Качество образования обеспечивается в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Внедрение активных форм взаимодействия с семьей способствует их компетентности в вопросах обучения и воспитания. Анкетирование родителей с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения за 2022/2023 учебный год показало, что степень удовлетворенности работой учреждения дошкольного образования – 97%. По сравнению с прошлым учебным годом мнение родителей об авторитете дошкольного учреждения повысилось на 8% (2021/2022 – 89%).
В учреждении дошкольного образования создан официальный сайт, на котором законные представители могут ознакомиться с информацией по различным направлениям деятельности учреждения дошкольного образования, узнать общую информацию о работе, прочитать материалы консультационного характера.
Фактов детского травматизма в учреждении на протяжении 2022/2023 учебного года не отмечено. В целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения имеется видеонаблюдение. На заседаниях, совещаниях при руководителе на протяжении учебного года с работниками обсуждается вопрос об усилении мер безопасности, создания безопасных условий пребывания детей и других участников образовательного процесса в учреждении образования, что способствует повышению их компетентности.
Положительной оценки заслуживает работа учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования по реализации мероприятий преемственности, что способствовало формированию единых подходов в организации образовательного процесса. Вопросам реализации преемственных связей обучения и воспитания детей способствовали круглый стол «Преемственность в работе детского сада, школы и семьи – основа подготовки первоклассников», «Успеваемость учащихся и воспитанников», совместный семинар «Готовность ребенка к школе».
В учреждении дошкольного образования на протяжении учебного года уделялось внимание вопросу профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав ребенка. В рамках данной работы проводились с родителями профилактические беседы, проходило информирование через родительские собрания, информационные стенды о работе государства, направленной на защиту прав детей, предупреждение и минимизацию семейного неблагополучия, социального сиротства. В целях повышения компетентности педагогических работников вопросы раннего выявления семейного неблагополучия заслушиваются на совещаниях при заведующем. Уделяется внимание оказанию методической помощи в данном направлении.
В целях содействия учреждению дошкольного образования в обеспечении качества образования и в развитии материально-технической базы осуществляли свою деятельность совет учреждения, попечительский совет, родительский комитет.
Материально-техническая база дошкольного учреждения способствовала повышению качества обучения и воспитания и пополнялась за счет следующих источников финансирования:
-попечительский совет;
- платные образовательные услуги;
- сдачи макулатуры.
Внебюджетные средства способствовали проведению ремонтных работ в групповых, раздевальном помещении, складском помещении.