Уголок белорусской культуры и быта

В помощь педагогам  по  воспитанию  у детей дошкольного возраста  патриотических чувств, любви к родному краю и гордости за него в учреждении дошкольного воспитания создан белорусский уголок.

В белорусском уголке  размещено: · куклы в национальных костюмах; · альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками; · альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.; · предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки)); · иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни); · книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками; · иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников; · различная познавательная и художественная литература; · альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города (поселка, деревни), детского сада; · иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси.  

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок белорусских народных игр»

Сценарий  физкультурного досуга  для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок белорусских народных игр»

 

Программные задачи: посредством белорусских народных игр познакомить с историей народа, его обычаями и верованиями; развивать  быстроту, ловкость и навыки метания; воспитывать волю, нравственные чувства.

Оборудование:

Ход

Дети проходят в зал под веселую музыку, строятся, следом  Янка с сундуком.

Янка (Я):  Здравствуйте, веселые девчонки!

Здравствуйте, смешливые мальчишки!

Я - веселый белорус, а зовут меня Янка!

Спасибо, что мимо не прошли,

Да ко мне на праздник зашли!

Его мы весело начнем,

Хороводом все пойдем!

Разные   хороводы – «Грушка», «Вузельчык», “А мы проса сеялі”.

Я:  Наш праздник открывается,

Скучать сегодня запрещается!

Будем шутить, смеяться, танцевать,

В белорусские народные игры играть! Здорово? Да!

А знаете, где эти игры живут? Нет!

В моем волшебном сундучке! Но он просто так не открывается – надо сначала сказать волшебные слова! Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Все вместе повторяют слова. Янка открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Есть веселая игра – «Купец»!

За руки скорей беритесь, да по кругу вы садитесь !

Игра «Гарлачык»

Я:  Закончилась игра! Проходите на места! Приглашает пройти на места

Ой, хорошо играли! Вижу, нисколечко не заскучали!

Праздник продолжаем - сундучок открываем! Все вместе говорят волшебные слова:  Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Янка открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Девчонки! Внимание! Мальчишки! Внимание!

Приглашаю всех на веселые игры!  

«Спрытны верабей»

 «Блін гарыць»

Я:  Все ребята молодцы, как на грядках огурцы! Аплодисменты

А мы праздник продолжаем - сундучок открываем! Все вместе говорят волшебные слова: Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Янка открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Делу время – потехе час.

В «Жмуркі» поиграем мы сейчас! Приглашает в круг,  выбирают  кота,  завязывают платком глаза –   остальные ведут  кота до дверей начінают разговор.  После разговора  все игроки разбегаются, а жмурка – кот старается их  поймать.

Я:  Веселимся да играем, и нисколько не скучаем!

Ждет нас новая игра, сундучок открыть пора! Все вместе говорят волшебные слова:  Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Янка открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Вечерами на Беларуси  прыгали через костры,

Кто прыгучим прослывет – тот в костер не попадет!

Игра «Пераскоч гару»

Я:  Весело играли – свою ловкость показали. Вам понравилось? Не устали?

Ну, тогда мы продолжаем – сундучок открываем! Все вместе говорят волшебные слова: Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Янка открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Эй, подружки-хохотушки да ребята-молодцы,

Выходите поплясать, час скоротать!

Игра «Млын»

Я:  Много игр на празднике нашем –

Играем, шутим, поем и пляшем!

Снова сундучок открываем – играть продолжаем! Все вместе говорят волшебные слова: Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Янка  открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Всех ребят, парней, девчат вызываю на канат!

В игре рот не разевай – силу, ловкость проявляй!

Игра «Вяроўка змейка»

Я:  Эх, молодцы, ребятишки! И девчонки! И мальчишки!

Каши утром много съели, вот соперников и одолели!

Ну что, пора отдыхать? Или снова будем играть? Ответ детей

Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Янка  открывает сундук, достает маску, картинку или атрибут из игры. Объявляет игру.

Солнце разгорается, игра «Золата» начинается!

Игра «Золата»

Я:  Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит! Вот теперь и подкрепиться,

Нам совсем не повредит! Янка  отдает связку сушек воспитателю

Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь наигрался я!

Вам желаю не скучать, в игры белорусские  играть!

До свидания!

Литература:

  1. Лях, Н.У. Беларускія народныя гульні ў фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту / Н.У.Лях. – Мінск : Зорны Верасень, 2014
  2. https://www.maam.ru
свернуть

Интерактивная игра для педагогов «Я вырос здесь, и край мне этот дорог!»

Интерактивная игра для педагогов

«Я вырос здесь, и край мне этот дорог!»

 

Цель: уточнение и закрепление знаний участников деловой игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи: повысить педагогическую компетентность участников по вопросам нравственно-патриотического воспитания; обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию; развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; расширять кругозор каждого участника игры по краеведению.

Материал и оборудование: конверты с разрезанными пословицами; кубик с цифрами от 1 до 6; фотографии достопримечательностей г. Клецка; грамзапись песен о Беларуси.

Категория: педагоги.

Время проведения: 25 – 30 минут.

Ход деловой игры

Ведущий (В): Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю Вам принять участие в деловой игре, посвященной нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в ходе которой мы обобщим знания о формах и методах работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию, расширим кругозор по краеведению.

Виктор Петрович Астафьев когда-то написал: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».

1 раунд: «Вопрос-ответ»

В: Предлагаю Вам ответить на следующие вопросы: 1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.) 2. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

  1. Официальная эмблема государства. (Герб.)
  2. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
  3. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна.)
  4. Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. (Патриотизм.) 7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
  5. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция.)

2 раунд: «Составь пословицу»

 В:  С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

А сейчас каждый из Вас вытянет конверт, в котором находятся элементы пословицы о Родине. Необходимо составить пословицу. 1. Золоту старости нет, Родине цены нет.

  1. Всякому мила своя сторона.
  2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  3. Родина – мать, умей за нее постоять.
  4. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
  5. Человек без Родины – что соловей без песни.
  6. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  7. Родная землица и во сне снится.

В: Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек, где его учили доброте. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.            3 раунд: «Гости города»

В: Переходим к следующему заданию. На мольберте размещены фотографии достопримечательностей города Клецка. Каждая фотография обозначена цифрой от 1 до 6. Участники по очереди бросят кубик с цифрой, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение и появилось желание посетить этого место.

В:  Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. И немаловажную роль в этом играет взаимодействие педагога с родителями воспитанников.              4 раунд: «Методическая атака»

В: У Вас на столах находятся карточки с формами взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию. Необходимо разделить данные формы на два типа: традиционные и нетрадиционные. (Педагоги по очереди подходят к мольбертам «Традиционные формы работы с родителями» и «Нетрадиционные формы работы с родителями» и размещают карточки в зависимости от разновидности форм и методов.)

Традиционные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию:

  1. Коллективные (родительские собрания; конференции; «Круглые столы»; консультации).
  2. Индивидуальные (беседы, консультирование).
  3. Наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми; видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии; выставки детских работ; стенды; ширмы; папки-передвижки).

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию: 1. Информационно-аналитические (проведение срезов; тренинги; опросы; «Почтовый ящик»).

  1. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей; выпуск газет; организация мини-библиотек).
  2. Досуговые (досуги; праздники; выставки детско-родительских работ; семейные проекты; семейные вечера).
  3. Познавательные (семинары; практикумы; педагогическая гостиная; библиотека для родителей; семейный клуб; познавательно-игровые викторины; дни открытых дверей).

В:  Все формы работы направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.

                5 раунд: «С песней по жизни»

В:  Песня – душа народа. Много песен сложено о большой и малой Родине, о нашей Беларуси. Сейчас я предлагаю принять участие в песенном блиц-турнире. Сначала Вы слушаете мелодию, а затем отгадываете песню и поете один куплет.

                Итог В:  И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова выдающегося педагога-практика Антона Семеновича Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Существует такая притча:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет, живая – я ее умертвляю, скажет, мертвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все, действительно, в наших руках. Не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках! Литература:

1. Козлова, С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова, А. М. Виноградова. — Москва: Просвещение, 2010.

2. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / Л. Е. Никонова. — Минск: Народная асвета, 2009. 3. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. — Москва: Просвещение, 2011.

4. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. —Москва: Педагогика, 2013.

5. https://www.prodlenka.org

6. https://nsportal.ru

    •  

 

свернуть

Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у выхаванцаў

Роля сям'і ў выхаванні патрыятычных пачуццяў у выхаванцаў

      Безумоўна, аснова выхавання чалавека закладваецца ў сям'і. Патрыятычнае выхаванне, цікавасць да духоўнага пачатку нашага жыцця таксама павінны пачынацца ў сям'і. Але ўмоў для гэтага сёння, на жаль, мала. І справа тут не ў адсутнасці ў бацькоў часу для педагагічных гутарак са сваімі дзецьмі, а ў нашым жаданні ахаваць іх ад цяжкіх задач, працы, духоўных высілкаў. Кожная сям'я - гэта свой замкнёны свет і сваё жыццё, свае радасці і смутку, клопаты і традыцыі, свой побыт.У сучаснай сям'і вялікую частку часу дзіця мае зносіны з мамай. Менавіта з ёй складаюцца даверныя адносіны, абмяркоўваюцца трывогі, пытанні, патрэбы. Аднак для дзяцей не менш важна і зносіны з татам. Чым часцей бацька мае зносіны з дзіцем, тым больш цеснымі становяцца эмацыйныя сувязі, а чым раней бацька далучаецца да догляду за малым, тым мацней і глыбей яго бацькоўскія пачуцці.
         Устаноўлена, што ў сем'ях, у якіх бацькі марнуюць шмат часу на размовы, гульні з дзецьмі, дзеці лепш развіваюцца. Аднак даказана, што дзеці, пазбаўленыя магчымасці мець зносіны з бацькамі або з адным з іх, валодаюць павышанай адчувальнасцю, маюць цяжкасці ў наладжванні кантактаў з аднагодкамі. Сур'ёзную небяспеку для развіцця дзіцяці ўяўляе адсутнасць эмоцый, ласкі, цеплыні пры хай нават і паўнавартасным задавальненні яго фізіялагічных патрэбаў. Толькі сталыя зносіны бацькоў з дзіцем спрыяе ўсталяванню глыбокіх эмацыйных сувязяў, нараджае ўзаемную радасць.
    Выхаванне дзяцей у любові і павазе да бацькоў, шанаванні продкаў - адна з вядучых ідэй педагогікі. Іншая ідэя - гадаваць будучага сем'яніна з малых гадоў шляхам фарміравання станоўчых маральных якасцяў (працавітасці, памяркоўнасці, падатлівасці, стараннасці, сціпласці, сумленнасці).
Спецыяльныя сацыялагічныя і псіхолага-педагагічныя даследаванні паказалі, што сям'я і дзіцячы сад, маючы свае асаблівыя функцыі, не могуць замяніць адзін аднаго і павінны ўзаемадзейнічаць ў імя паўнавартаснага развіцця дзіцяці.

Парады для бацькоў

    Калі ў дзяцінстве дзіця адчуваў пачуццё жалю да іншага чалавека, радасць ад добрага ўчынку, гонар за сваіх бацькоў, захапленне ад судотыку з выдатным подзвігам, ён набыў эмацыйны вопыт. Тым самым будуць пабудаваны шляхi для асацыяцый эмацыйнага характару, а гэта з'яўляецца асновай, падмуркам больш глыбокіх пачуццяў, умовай паўнавартаснага развіцця чалавека.
• Выхаванне маленькага патрыёта пачынаецца з самага блізкага для яго - роднай хаты, вуліцы, дзе ён жыве, дзіцячага саду.
• Звяртайце ўвагу дзіцяці на прыгажосць роднага горада, вескi.
• У час прагулкі раскажыце, што знаходзіцца на вашай вуліцы, пагаворыце пра значэнне кожнага аб'екта.
• Дайце ўяўленне аб рабоце грамадскіх устаноў: пошты, крамы, бібліятэкі і г.д. Паназірайце за працай супрацоўнікаў гэтых устаноў, адзначце каштоўнасць іх працы.
• Разам з дзіцем прымайце ўдзел у працы па добраўпарадкаванні і азеляненні свайго двара.
• Пашырайце уласны кругагляд.
• Вучыце дзіцяці правільна ацэньваць свае ўчынкі і ўчынкі іншых людзей.
• Чытайце яму кнігі пра радзіму, яе героях, пра традыцыі, культуры свайго народа.
• Заахвочвайце дзіцяці за імкненне падтрымліваць парадак, прыкладныя паводзіны ў грамадскіх месцах.

http://kobrin.edu.by/be/main.aspx?guid=67401

Музычны кіраўнік Пуляк А.В.

свернуть

ДАВАЙЦЕ РАЗМАЎЛЯЦЬ ПА-БЕЛАРУСКУ!

ДАВАЙЦЕ РАЗМАЎЛЯЦЬ ПА-БЕЛАРУСКУ!

        Часцей за ўсе бывае так, дзіця ідзе ў першы клас, а не толькі не ведае беларускай мовы, але, нават, ніколі і не чула яе меладычнасці і чысціні. Бацькі з жахам садзяцца з сынам, або з дачкой рабіць дамашнюю работу па-беларускай мове і адчуваюць, што ахапіць неахопнае адразу не атрымліваецца.  Згублены нейкі перыяд часу, калі можна было далучаць дзіця да роднай мовы яшчэ з маленства. Што рабіць? Плаціць грошы рэпетытарам, альбо ёсць іншы варыянт рашэння праблемы? Прапануем маладым бацькам некалькі парад паступовага знаёмства дзяцей дашкольнага ўзросту з роднай мовай.

     Па-першае, калі ваша дзіця наведвае дашкольную установу, то вы павінны ведаць, што у дзіцячым саду праыводзяцца заняткі на беларускай мове. Акрамя таго, праводзяцца фальклорныя святы, напрыклад “Сустракаем вясну”, на якіх дашкольнікаў знаёмяць з культурай беларускага народу, яго мовай, традыцыямі, абрадамі, рамёсламі. На гэтыя святы заўсёды запрашаюцца бацькі. Вось вам і першая ступень адукацыі маленькіх беларусаў.

    А далей бацькам трэба развіваць дзіця самастойна ў сям’і. З чаго пачаць? Пачніце з калыханак, чытання кніжак-малютак, прывітання на роднай мове. Затым звярніцеся да збораў ў садок у гульневай форме. “А давай апранацца па-беларуску!” – прапануйце малышу. І называйце яго адзенне: шкарпэткі, насоўка, кішэнька, каўнерык, гузікі, боцікі і г.д.     Праз некалькі дзён ваша дзіця без памылак будзе знаходзіць адпаведную рэч, а потым і само назаве яе па-беларуску.

   На кухне хай маці пазаве дачушку гатаваць ежу па-беларуску. Назвы садавіны, гародніны, электрапрыбораў дзеці запомняць хутка і з задавальненнем будуць ужываць іх у размове з іншымі людзьмі. Тым часам тата, займаючыся рамонтам кватэры, разам з сынам разбіраюцца, якія патрэбны цвікі, гаечныя ключы, дошкі, шпалеры і іншае.

   Ідучы па вуліцы з маленькім грамадзянінам Беларусі, раскажыце яму аб памятніках архітэктуры вашага гораду, назавіце па-беларуску назвы крамаў, транспарту, дрэвы ў парку, хатніх і дзікіх жывёл. Не трэба навязваць малышу размову, калі ён змарыўся, хоча адпачыць або пагуляць. Рухайцеся паступова, але ўпарта і тады, калі ваша дзіця пойдзе у школу, вы убычыце, што нездарма бавілі з ім час, далучаючы яго да роднай мовы.

      Лічыце, гэта займае шмат часу, ці патрабуе дадатковых ведаў?

Не?  Тады,не адкладаючы, бярэмся за работу.  
 

http://kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=79171

Загадчык І.І.Бірук

свернуть

Гульня для педагогаў “Родная мова, чароўная мова”

Гульня для педагогаў

“Родная мова, чароўная мова”

 

Мэта: павысіць веды педагогаў па пытаннях валодання беларускай мовай.

Ход

Вядучы: Сёння мы з вамі правядзем практычны занятак, прысвечаны нашай роднай мове. Зможам паспрабаваць свае сілы і веды па валоданню беларускай мовай. Занятак пройдзе ў форме гульні.

Усе педагогі павінны падзяліцца на дзве каманды.

Заданне №1 Назавіце словы, якія і ў рускай і ў беларускай мове гучаць падобна, але маюць рознае значэнне

Н: дыван – диван

     нядзеля – неделя

     зорка – зорька

     рэч – речь

 

Заданне №2 “Наадварот”

Напісаць словы, супрацьлеглыя па значэнні.

Дзень (ноч)

Ранак (вечар)

Зіма (лета)

Чысты (брудны)

Мяккі (цверды)

Ідзе (стаіць)

Купіў (прадаў)

Часта (рэдка)

Танна (даражэй)

 

Заданне №3 “Спрынт па складам”

 Кожнай камандзе патрэбна за адну хвіліну прыдумаць як мага больш слоў, у якіх тры склады.

 

Заданне №4 “Канструяванне”

Камандам даецца слова МАШЫНА. Патрэбна з літар гэтага слова скласці новыя. Літары ў словах паўтараюцца столькі ж разоў, колькі і ў дадзеным слове.

 

Заданне №5 “Лесвітца Т”

Кожнай камандзе раздаецца лісток з левсвіцай Т. каб спусціцца па гэтай лесвітцы, неабходна на кожнай прыступцы ўспомніць назоўнік.

Т      

Т                                  

Заданне №6 “Эстафета”

Кожная каманда па парадку называе словы на пэўную тэматыку. Конкурс працягваецца да тых пор, пакуль удзельнікі могуць знаходзіць “словы – браты”

  1. Колеры
  2. Дзеясловы
  3. Прыметнікі

 

Заданне №7 Склад-націск

Вядучы называе 2 лічбы: першая – колькасць складоў, другая – націскны склад. Каманда павінна назваць слова

Н: 3-2 карова

     2-2 баран

     2-1 певень

     3-1 курыца

     1-1 гусь

     3-3  кураня

 

Заданне №8  “Запоўні пустыя клеткі”

Камандам раздаюцца лісткі з пустымі клеткамі. Іх  неабходна запоўніць словамі.

А      

З      

А      

К      

А      

А      

А      

Л      

А      

(казак, карак, шалаш)              

Н      

А      

А      

А      

М     

А      

З      

А              

А      

(наган, тамат, заказ)

 

Заданне №9 “Назаві слова”

Патрэбна членам каманды па чарзе называць словы з першай і апошняй літарай “к” (кулак, кіеск, коцік, красавік і інш.) 5 хвілін на падрыхтоўку.

 

Крыніца: https://ds54brest.schools.by/.../belaruskaja-mova-dztsjachym-sadze

 

 Намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці                        І.І.Бірук

 

 

свернуть

Как воспитать в ребенке патриота?

Как воспитать в ребенке патриота?

Патриот — это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

На самом деле патриот- это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации.

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.

5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!» и т.д.

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

6. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

7. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

https://ddu99grodno.schools.by/class/43241/news/860509

Воспитатель дошкольного образования Бурьяк И .В.

свернуть

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач: 

 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 воспитание уважения к труду;

 развитие интереса к русским традициям и промыслам; 
 формирование элементарных знаний о правах человека;

 расширение представлений о городах Республики Беларусь;

 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту  так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка  сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. 
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям  к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что “... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в педагогическую литературу термин народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, агрогородком, а затем и со страной, ее столицей исимволами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена в учебной программе дошкольного образования.
Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной агрогородок... Надо показать ребенку, что родной агрогородок славенсвоей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном агрогородке способны усвоить дети? 
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется  это агрогородок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего агрогородка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по улицам агрогородка, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству», “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. 
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Республики Беларусь, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже спредательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей  вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.Например, воспитывая у детей любовь к своему агрогородку, необходимо подвести их к пониманию, что их агрогородок  частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: 
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; 
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом  это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: “Моя семья”, “Моя улица”, “Мой детский сад”. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями в марте (перед Днем Конституции), военные профессии - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того,необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, “Мой город”, “Столица нашей Родины  Минск”).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям!,  эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого  в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи  счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Не менее интересно провести “мини- исследование”. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее “территориальные” и “временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

http://ddu420.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=13181

Воспитатель дошкольного образования Антонович О.Л.

свернуть

Познавательно-игровое мероприятие «Познаем Беларусь вместе»

Познавательно-игровое мероприятие «Познаем Беларусь вместе»

 

Цель: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, духовности и чувства сопричастности  к жизни страны.

Программные задачи: систематизировать представления детей о Беларуси. Расширять активный словарь детей по теме. Формировать интерес к происходящему в жизни Родины, чувство уважения к ее народу, гордость за успехи родной страны. Закрепить представление об элементах белорусского узора. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине.

Предварительная работа: разучивание стихов белорусских поэтов о Беларуси, ее природе, белорусских народных игр, рассматривание иллюстраций книг, атласа Республики Беларусь, картин, открыток, герба и флага страны, прослушивание музыкальных произведений белорусских композиторов, песен патриотического характера.

Оборудование: мяч, карта Беларуси, микрофон, иллюстрации пор теме, силуэты полотенца, силуэты салфеток, изобразительные материалы (карандаши, восковые мелки, фломастеры).

Ход

Игра-приветствие «Здравствуй, Родина моя!».

Задача: создать эмоционально комфортную атмосферу, формировать позитивный настрой, воспитывать любовь с родной стороне.

Дети стоят в кругу.

Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя! (дети идут по кругу)

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне. (легкий бег по кругу, руки в стороны)

Травы шепчут мне в пути, (дети присели)

Ты скорей, дружок, расти. (постепенно поднимаются)

Подпеваю травам я, (наклоны в стороны, руки на поясе)

Подпеваю ветрам я, (машут руками над головой)

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя! (руки вверху, чуть в стороны)

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина».

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни «С чего начинается Родина». Кто скажет, о чём эта песня? (о родном месте, о нашей Родине). Правильно, эта песня о родном уголке, о родной стороне, о Родине.

Беседа о Республике Беларусь.

Задача: формировать представления о родной стране – Республике Беларусь, о родном городе.

Воспитатель задает детям вопросы:

В какой республике мы живем?

Как зову людей, которые живут в Беларуси?

Какой город является столицей Беларуси?

В каком городе Беларуси мы живем?

Игра   «Я отправляюсь в путешествие».

Задача: закрепить представления о городах Беларуси, упражнять в построении предложений.

Воспитатель предлагает детям вспомнить города Республики Беларусь. Воспитатель бросает детям мяч, задавая вопрос «В какой город ты отправляешься в путешествие?»

Дети отвечают:

Я отправляюсь в путешествие в город… (Брест)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Мозырь)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Барановичи) и т. д.

Беларуская народная игра «Спрытны верабей»

Игра «Собери карту Беларуси».

Задача: закрепить представление об административном строении Беларуси.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды

и собрать карту.

Игра «Укрась слово».

Задача: упражнять в подборе прилагательных к существительному, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.

Воспитатель предлагает детям по командам подобрать прилагательные. Выигрывает та команда, которая подберет больше

слов.

Беларусь какая? (Красивая, зеленая, большая, добрая, могучая, сильная, процветающая, многолюдная, родная, любимая, синеокая, щедрая, независимая и т. д.)

Белорусы какие? (Трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.)

Город Минск какой? (Красивый, многолюдный, шумный, зеленый, чистый и т. д.)

Игра «Я Беларусь, ты — моя частичка».

Задача: закрепить представление о природе Беларуси.

Воспитатель начинает, а ребята продолжают.

Воспитатель: Я — Беларусь, ты — моя частичка. Кто ты?

Дети: Я — город, я — деревня, я лес, я река, я — памятники и т. д.)

Игра с мячом «Один — много».

Задача: упражнять в изменении слов по числам.

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, дети должны поставить его во множественном числе.

В Беларуси не один город, а много. (городов, не одно село, а много. (сел, не одно поле, а много. (полей, не один лес! а много. (лесов, не одна река, а много. (рек, не один луг, а много. (лугов, не одно озеро, а много. (озер) и т. д.

Физкультминутка. Белорусская народная игра «Фарбы»

Задача: обеспечить смену вида деятельности и оптимальный двигательный режим; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Разводят руки в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок! (Качают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Мы живем в одном краю - (хлопают в ладоши)

Всех я вас приветствую. (Руки на поясе, повороты влево и вправо)

Леса, реки и поля — это Родина моя. (Разводят руки в стороны)

Игра «Я знаю».

Задача: закрепить представления детей о природе Беларуси.

Воспитатель предлагает детям стать в круг. Он задает детям вопросы. Дети отвечают, передавая микрофон другу по кругу.

Я знаю животных, которые обитают в лесах Беларуси, это (медведь, заяц, лиса, волк, белка, еж и т. д.)

Я знаю птиц, которые живут в Беларуси : это —. (аист, воробей, синица, ворона, скворец и т. д.)

Я знаю, деревья, которые растут в лесах Беларуси : это береза, дуб, сосна, ель, клен и т. д.)

Игра с мячом «Переводчики».

Задача: упражнять детей в употреблении слов на белорусском языке, закрепить произношение звуков белорусского языка.

Воспитатель спрашивает у детей, на каких языках говорят жители Беларуси? (Русском и белорусском). Сейчас вы будете переводчиками. Я буду говорить слова на русском языке, а вы — переводить их на белорусский язык,

а потом — наоборот. Воспитатель бросает каждому ребенку мяч, называя слово.

Графическое упражнение «Мастерская».

Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить представление о белорусском узоре.

Воспитатель говорит, что издавна Беларусь славилась своими мастерами и изделиями, сделанными из льна, соломы, дерева, глины. Вместе с детьми он рассматривает белорусский ручник, салфетки, соломенные куклы, глиняную посуду и т. д. Воспитатель предлагает детям отправиться в «мастерскую» самим украсить белорусским орнаментом полотенца, салфетки (дети рисуют знакомые узоры).

Источник: https://www.maam.ru/

свернуть